Вы нашли на нашем сайте интересующую Вас информацию?

Загрузка ... Загрузка ...

Шорткоды

Архивы

Программа профилактики правонарушений

                                       МБОУ «Новотроицкая СОШ»

Программа

по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

2016 – 2021 г г.

Составила:

Социальный педагог

Федотова М.В.

 

Введение

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. «Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки  детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно — значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» — декларирует Федеральный Закон РФ  « Об основных гарантиях прав ребенка». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие,  увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.  Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них – алкоголизм в семье, проблемы  детей  в результате асоциальных  конфликтов, продолжается рост числа социальных  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь  большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ  и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – вот важнейшие  проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом,  которые  и вызвали    необходимость в написании данной программы.

Общая схема программы

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

Нормативно-правовая база программы

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
  • План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года
  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
  • Письмо МОиН РФ  Рекомендации об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
  • Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237

Цели и задачи программы

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Цель программы:  формирование  у детей социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения  для успешной адаптации  в социуме и самоутверждения среди сверстников.

Задачи программы:

1.     Получение объективно диагностической информации об обучающихся  «Группы риска» и состоящих на внутришкольном  контроле.

2.     Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.

3.     Формирование позитивной  самооценки учащихся для успешной самореализации.

4.     Формирование у детей положительной мотивации  к обучению и участию в делах класса  и школы.

5.     Включение указанной категории учащихся  в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.

6.     Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию, самостроительству личностей.

7.     Оказание социально – психологической  помощи  детям при решении сложных проблем в жизни.

8.     Формирование здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

9.     Обеспечение координации работы   всех участников  воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и  правонарушений  среди несовершеннолетних детей.

10.Обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;

11.Организация и  внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;

12.Предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.

Направления деятельности программы  и формы ее осуществления:

— диагностика

Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

— анкетирование и тестирование;

— систематическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;

— определение круга общения подростка;

— сотрудничество

Организация взаимодействия школы с:

—  ПДН ОмВД, инспекторм ПДН ;

—  Комитетом образования  Омского района

—  КДЦ с.Новотроицкое

—  библиотекой;

— КДН  и ЗП района;

— родители.

— правовое воспитание учащихся

Организация занятий для детей и подростков:

— по овладению способами  бесконфликтного поведения;(служба медиации)

— приемами разрешения конфликтных ситуаций;

— формирование правового самосознания учащихся;

— социально — педагогическое и медико – психологическое сопровождение

Проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению ПАВ. Оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи. Привлечение в кружки, секции. Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической действенной помощи. Ведение учета сложных и неблагополучных семей, посещение на дому детей из неблагополучных семей. Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.

 

Основными направлениями работы классного руководителя, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, также являются: коррекционная и развивающая работа, педагогическое  консультирование, психологическое просвещение.

Основное содержание программы

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование, показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: организация летнего отдыха учащихся. В школе создан «Совет профилактики»,  на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.  Определены источники воспитательного влияния на ребенка, которые представлены на схеме:

Руководство и контроль

Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится администрации школы , социальному педагогу  и классному руководителю.
Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместители директора по УВР и Р, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению учащимся прав на получение основного общего образования показано в схеме:

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.

Внеучебная деятельность учащихся  наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

Приоритетом работы  по организации во внеурочной деятельности, заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребенку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.

Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся остается стабильным, но динамики повышения нет. Есть уверенность, что реализация данной программы  поможет реализовать задачи, направленные на получение результата.

План реализации проекта

Программа рассчитана на 5 лет , срок реализации с 01.09.2016 г.  по 25.05.2020 г.

Содержание работы на этапах программы

Название этапа Содержание работы

I этап. Подготовительный

2016-2017

учебный год

– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения, учащихся во внеурочную деятельность;

II этап. Внедрение

2017-2019

учебный год

— оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2019-2017

учебный год

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями  и задачами.

 

 

 

План мероприятий по реализации программы

 

Сотрудничество

 

Направление Мероприятия ответственный Сроки исполнения
Сотрудничество  Анализ состояния правонарушений в школе, организация летней занятости подростков девиантного поведения Соц.педагог Федотова МВ 1 раз в полугодие
 Рейд « Всеобуч» Соц.педагог Федотова МВ 1 раз в полугодие
 Обновление информации по школьникам и семьям, находящимся в социально – опасном положении Соц.педагог Федотова МВ В течение года
Проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Ин Соц.педагог Федотова МВ спектор ПДН, В течение года
Участие в проведении межведомственных операций «Подросток», « Всеобуч», «Скажи наркотикам – нет!», «Забота». Зам.дир.по ВР Гончаренко ИВ В течение года
 Организация профилактических мероприятий ОУ совместно с ПДН по предупреждению безнадзорности и правонарушений школьников. Соц.педагог Федотова МВ 1 раз в четверть
 Организация индивидуальной работы со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью  оказания им социальной, педагогической, психологической помощи для преодоления проблем в обучении и поведении Соц.педагог Федотова МВ В течение года

Встречи, диспуты, беседы с медицинскими работниками

 

Зам.дир. по ВР В течение года

 

 

Работа с семьей

 

Формирование правовой культуры подростков

 

Направление

Мероприятия

 

 

 

 

 

Сроки исполнения
Правовое воспитание учащихся  Совершенствование гражданско – правового образования школьников, обучение подростков основам юридических наук через учебные предметы В течение года
Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов. 1 раз в четверть

 Информированность учащихся  по вопросам профилактики безнадзорности, преступности, наркомании.

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

Социально – педагогическое

 

Направление Мероприятия Ответственный Сроки исполнения
Социально — педагогическое Выявление проблем в учебной деятельности и оказание педагогической помощи. Зам.дир. по УВР Коробова ИС В течение года
 Расширение видов творческой  деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам Зам.дир. по ВР Гончаренко ИВ В течение всего периода реализации программы
 Организация работы классных руководителей   по  привлечению к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего  возраста, в том числе подростков девиантного поведения. Зам.дир. по ВР Гончаренко ИВ В течение года
Ведение учета семей находящихся в социально-опасном положении и посещение их на дому, оказание  социальной и педагогической помощи Соц.педагог В течение года
Приобщение подростков оказавшихся в социально – опасном положении к участию в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Соц.педагог В течение года
Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма. Соц.педагог В течение года

 

Информационная, научно – методическая деятельность

 

Мероприятия ответственный Сроки исполнения
Проведение совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних Зам.дир. по УВР Коробова ИС 1 раз в четверть
Разработка рекомендаций для классных руководителей и родителей для работы с детьми и подростками, требующими особого внимания. Зам.дир. по УВР Коробова ИС 2016г
Обмен положительным опытом работы по вопросам профилактики. Соц.педагог В течение года
Проведение обучающих семинаров с целью организации работы по профилактике вредных привычек среди учащихся. Соц.педагог В течение года

 

 

Работа с педагогическими кадрами

 

Мероприятия Ответственный Сроки исполнения
 Углубленное образование педагогов и классных руководителей в области правового, гражданского воспитания.

 

Учитель права Степина СА

 

В течение года
 Повышение квалификации педагогических работников школы в современных подходах к воспитанию и профилактике. В течение всего периода

 

Направление Мероприятия Сроки исполнения
Сотрудничество

 Выявление родителей «Группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании психолого – педагогической помощи.

Работа с банком данных села.

Соц.педагог В течение года
 Организация индивидуального консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

 

Зам.дир. по УВР

В течение года
 Привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания всесторонней помощи семье. Зам.дир. по ВР В течение года
Проведение родительских собраний совместно с инспектором ПДН как эффективную форму взаимодействия органов управления и защиты с ОУ и родителями.

 

Соц.педагог

 

 

 

1 раз в полугодие
 Проведение совместных мероприятий с родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. Соц.педагог В течение года

 

 

Критерии оценивания

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

1. Повышение уровня социальной адаптации учащихся.

2. Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми.

3. Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета.

4. Снижение  количества пропусков уроков по неуважительной причине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к школьной программе

по профилактике безнадзорности и

 правонарушений среди несовершеннолетних

2016 – 2021 г г.

 

Профилактическая работа со школьниками:

 

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.

 

☼ Тематика бесед с учащимися:

 

1 класс:

  1. Если ты один дома.
  2. Общение на улице с незнакомыми людьми.

 

2 класс:

  1. Как не стать жертвой преступления.
  2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

 

3 класс:

  1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
  2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

 

4 класс:

  1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
  2. Правила поведения с незнакомыми людьми.

 

5 класс:

  1. Мелкое хулиганство, ответственность.
  2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
  3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.

 

6 класс:

  1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.
  2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
  3. Цивилизованно решаем конфликты.

 

7 класс:

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
  2. Ответственность за порчу имущества.
  3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

 

8 класс:

  1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
  2. Материальная ответственность подростка.
  3. Ответственность за приём ПАВ.

 

 

 

9 класс:

  1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
  2. Посещение дискотек и правопорядок.
  3. «Неформалы – кто они?».

 

☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:

 

1 класс:

  1. Мой маршрут от дома до школы.
  2. Правила поведения в каникулы.
  3. Как перейти улицу.
  4. Где можно играть.

2 класс:

  1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.
  2. Сигналы светофора.
  3. Пешеходный переход.
  4. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

 

3 класс:

  1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?
  2. Правила поведения на проезжей части.
  3. Перекрёсток. Виды перекрёстков.
  4. Работа регулировщика.

 

4 класс:

  1. Виды транспорта.
  2. Запрещающие, разрешающие, предписывающие знаки.
  3. Железная дорога – зона повышенной опасности.
  4. Безопасное поведение пешехода.

 

5 класс:

  1. Знаки для пешеходов и водителей.
  2. Ох уж этот гололёд!
  3. Безопасность в общественном транспорте.
  4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.

 

6 класс:

  1. Правила перехода улиц и дорог.
  2. Дорожная разметка.
  3. Дорожные знаки.
  4. Безопасность на воде.

7 класс:

  1. Поведение около ж/д путей.
  2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.
  3. Городской транспорт и его опасность.
  4. Правила движения на велосипеде.

 

8 класс:

  1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.
  2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.
  3. Ответственность за нарушение ПДД.
  4. Водитель и его возраст.

 

9 класс:

  1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.
  2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.
  3. Понятие «дорога». Элементы дороги.
  4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.

 

☼ Тематика бесед, совместно с ПБ:

 

1 класс:

  1. Иногда достаточно одной спички.
  2. К чему приводит детская шалость с огнём.

 

2 класс:

  1. Причины возникновения пожаров.
  2. Куда звонить во время пожара.

 

3 класс:

  1. Признаки пожара.
  2. Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?

 

4 класс:

  1. Как вести себя во время пожара.
  2. Электроприборы. Правила эксплуатации.

 

5 класс:

  1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
  2. План эвакуации в школе.

 

6 класс:

  1. Детская шалость с огнём и последствия.
  2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.

 

7 класс:

  1. Газ. Эксплуатация газовых плит.
  2. Как правильно потушить костёр.

 

8 класс:

  1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.
  2. Правила поведения во время эвакуации.

 

9 класс:

  1. Первая медицинская помощь при ожогах.
  2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.

 

 

☼ Тематика бесед по правовому всеобучу:

 

5 класс:

Права и обязанности школьника.

 

6 класс:

Правила учащихся школы.

 

7 класс:

Устав школы.

 

8 класс:

Я – гражданин России.

 

9 класс:

Конвенция ООН о правах ребёнка.

 

☼ Тематика классных часов по профориентации

 

7 класс:

  1. Что такое профессия? Как появились профессии?
  2. Сколько существует профессий?
  3. Как связаны между собой профессии и увлечения.

 

 

8 класс:

  1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?
  2. Память, внимание и профессиональная успешность.
  3. Многообразие мира профессий.

 

9 класс:

  1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.
  2. Как ориентироваться в мире профессий.
  3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
  4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?

 

 

 

☼ Тематика бесед по профилактике употребления

психоактивных веществ:

 

5 класс:

  1. Определение здорового образа жизни.
  2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.

 

6 класс:

  1. Влияние алкоголя на организм человека.
  2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

 

7 класс:

  1. Последствия употребления ПАВ.
  2. Сумею ли я отказаться …

 

8 класс:

  1. Иногда достаточно одной рюмки.
  2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.
  3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?

 

9 класс:

  1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?
  2. Как контролировать своё эмоционально состояние?
  3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.