Вы нашли на нашем сайте интересующую Вас информацию?

Загрузка ... Загрузка ...

Шорткоды

Архивы

Программа профилактики суицида

 

                          Программа  профилактики суицидального поведения

                                несовершеннолетних «Мы вместе»

 

                                                               Пояснительная записка.

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

 

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

 

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

 

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

 

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, оказанная подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участие помогли бы избежать трагедий.

 

  1. Основные цели и задачи комплексного плана.

 

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

 

Цель:

профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

 

Задачи:

 

— создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

 

— изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим

выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

 

— обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

 

— сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

 

  1. Основные направления деятельности:

 

— Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие

перспективы её преодоления.

— Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

— Работа с неблагополучными семьями.

  1. Содержание основных понятий.

 

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально — психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

 

  1. Принципы реализации программы

 

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

 

  1. Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и предотвратить суицидальные попытки. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

                                                                 План мероприятий

 

Содержание работы

 

Сроки Ответственный
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. в течение года Федотова МВ
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. сентябрь

Социальный педагог

Федотова МВ

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. в течение года Кл.руководители
Информационная и организационно — посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. в течение года (по запросу)

Зам. директора по ВР

Гончаренко ИВ

Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска. 1 раз в  полугодие или по мере необходимости Родительский комитет

Работа службы медиации

 

В течение года Федотова МВ
Заседание Совета профилактики один раз в месяц

Социальный педагог

Федотова МВ

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. каникулярное время

Зам. директора по ВР

Гончаренко ИВ

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. в течение года

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Психологические классные часы:

«Как научиться жить без драки» (3 кл, ШП №10 2006)

«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности), ШП №19 2002)

«Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11

классы.)

«Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

«Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

«Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)

«Способы саморегуляции эмоционального состояния» (11 класс, ШП №2 2006, №4 2005)

в течение года (по запросу)

Педагог-психолог,Шистакова ИЛ

классные руководители:

Ковалева ВП

Дубинина ТА

Усольцева МН

Степина СА

Шабалдина ГВ

Правовые классные часы:

«Права и обязанности учащихся школы» (5-7 классы);

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);

«Пивной фронт. За кем победа?» (7-11 классы);

«Умей сказать «нет»» (5-11 классы);

«Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

в соответствии с планом ВР Классные руководители
Формирование у учащихся позитивного образа Я (через уроки психологии) в течение года

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни,  смягчение процесса адаптации, ШП № 17 2004) сентябрь

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс, цель: организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса, ШП № 20 2005) сентябрь

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Игра  «Две планеты» для учащихся 5-х классов

(цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека, ШП №20 2010)

октябрь Классные руководители
Игра «Друзья» для учащихся 2-1классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству, ШП №19 2010) октябрь Кл.рук.Хабутинова НВ, Ковалева ВП
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений, ШП № 16 2008) ноябрь Ст.вожатая Шабалдина ГВ
Игра «В чем смысл жизни?» (10-11класс, ШП №5 2005) декабрь Классные руководители, педагог-психолог
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.) в течение года

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ март-апрель

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 10 класс, ШП №39 2003) апрель

Педагог-психолог

Шистакова ИЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Литература:

 

 

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

 

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог,

2006, №10.

 

  1. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог,

2005, №5.

 

  1. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

 

  1. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.

 

  1. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления

невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

 

  1. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

 

  1. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

 

  1. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и

В.А.Тихоненко. М., 1980.

 

  1. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. –

176 с.

 

  1. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

 

  1. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

 

  1. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004,

№40, 41, 42.

 

  1. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников

в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14

 

  1. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39

 

  1. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального

состояния. Школьный психолог, 2006, №2

 

  1. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

 

  1. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-

педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. –

(Педагогика. Психология. Управление).

Творческие работы

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Ссылки

minobrrosobrriacfipiege
collection
dnevnik
персональный данные дети