Вы нашли на нашем сайте интересующую Вас информацию?

Загрузка ... Загрузка ...

Шорткоды

Архивы

Психолого-педагогическое сопровождение

 

Психолого-педагогическое сопровождение. 1-4 классы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

-создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального  развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;

-создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО.

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

1-4 классы

 

Направление Психолог    
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся. Реализуется в процессе коррекционных и развивающих занятий      
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. Реализуется через профилактическую и просветительскую работу.  
Дифференциация и индивидуализация обучения. Через диагностическую работу, коррекционную с учетом выявленных проблем, оказания консультативной помощи родителям, педагогам по вопросам развития и обучения.  
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся (выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья). Диагностика познавательной, интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер.  
Консультирование одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оказания им психологической помощи. Консультирование родителей одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Реализуется в процессе коррекционных и развивающих занятий.  
Поддержка детских учреждений, ученического самоуправления. Оказание консультативной помощи, поддержка и развитие инициативы учащихся.  

 

Уровни психолого-педагогического сопровождения

 

Индивидуальное

 

Групповое

 

На уровне класса

 

На уровне ОУ

 

Консультации

Групповые коррекционные занятия

(по результатам диагностики)

Тренинговые занятия

(по плану, по запросу педагогов, родителей)

 

Консультирование (заочное консультирование через стенд)

Индивидуальные коррекционные занятия

(по результатам диагностики)

Групповые развивающие занятия

Диагностика

(по плану, по запросу педагога)

Просвещение (выступление на родительских собраниях, методических семинарах для педагогов, публикация статей в школьных журналах)
Индивидуальные развивающие занятия Фронтальная диагностика Профилактика (беседы с учащимися на классных часах, выступления на родительских собраниях) Профилактика

Индивидуальная диагностика

(по запросу родителей, педагогов)

Просвещение Просвещение Просвещение
Просвещение Просвещение Просвещение Просвещение
Профилактика Профилактика Профилактика Профилактика

 

      Основные формы психолого-педагогического сопровождения

Диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе специалистов с исследовательской или профилактической целью. Психологическая диагностика направлена на выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

Развивающая  работа. Развивающая работа психолога ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей. Предполагает реализацию программы психолого-педагогической поддержки на первых этапах адаптации в школе.

Коррекционная работа. Психокоррекционная работа ориентирована на учащихся с различными психологическими проблемами  и направлена на их решение.       Консультирование. Консультирование родителей и педагогов направлено на оказание помощи по проблемам развития, в том числе нарушений речи, обучения и воспитания детей, нарушений поведения у детей, межличностных взаимоотношений, адаптации к школе, выбора программ обучения при поступлении в школу.

Просвещение ориентировано на учащихся, педагогов и родителей.  Просвещение школьников направлено на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психолого-педагогических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Просвещение педагогов  направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли получить профессионально и личностно значимое знание, позволяющее  организовать эффективный процесс обучения школьников. Целью просвещения родителей является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Профилактика направлена на формирование психолого-педагогической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми, создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение нарушений в психическом развитии. Профилактическая работа ориентирована на учащихся, педагогов и родителей.

Экспертиза. Предполагает составление психолого-педагогического заключения по результатам обследования, в том числе и анализ развития речи, написание психолого-педагогической характеристики.

Реализация различных форм психолого-педагогического сопровождения способствует формированию готовности учащихся к освоению основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый (обеспечение преемственности содержания и форм образовательного процесса).

 

 

Концепция  психологического  сопровождения на основной ступени общего образования. 5-9 классы.

 

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.
  2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

 

Задачи  психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика);
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
  • психологическая поддержка педагогов.

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности
  • Развитие психологической культуры
  • Выявление и поддержка одарённых детей
  • Формирование коммуникативных навыков вразновозрастной среде и среде сверстников
  • Дифференциация и индивидуализация обучения
  • Поддержка детских объединений и ученического самоуправления

 

Принципы  психолого-педагогического  сопровождения

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели школьной психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
  2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
  3. В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач — образования, социализации и психологического развития — постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребенка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребенку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника.

 

Основные циклы психолого-педагогического

сопровождения образовательного процесса

  • Адаптация учащихся   5 классов.
  • Переход в основную школу.
  • Подростковый кризис.
  • .Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
  • Подготовка и сдача ГИА.
  • Одаренные обучающиеся 5-9 классов.
  • Дети «группы риска», и обучающиеся, находящиеся под опекой.
  • Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
  • Психолого-педагогическое сопровождение программы «Здоровье».

 

Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения

—  Индивидуальный  уровень. На  данном  уровне  ведущую роль  играет  учитель  совместно с  педагогом- психологом, которые   создают  условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и опираясь на сильные стороны личности ; обеспечивают процесс самопознания, самореализации личности ребенка, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности.

-Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классный руководитель совместно с  психологом разрабатывает план развития класса . Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

— Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

 

Виды работы по психолого-педагогическомусопровождению

  • Профилактика
  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).
  • Консультирование (индивидуальное и групповое).
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений

 

Ожидаемые результаты 

внедрения системы  психолого-педагогического сопровождения:

— успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательный  процесс;

— гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

— успешная адаптация и социализация выпускников школы;

— создание мониторинга психологического статуса школьников.